document.write("");

15 февраля 2014 – 3 марта 2014

ВИКТОР БРАГИНСКИЙ, «ПАСТЕЛЬ»

Галерея Вересов, ГЦТМ имени А.А. Бахрушина и ВГИК представили персональную выставку Виктора Брагинского «Пастель». Выставка познакомила широкую публику с творчеством Виктора Брагинского – одного из ведущих художников-пастелистов, доцента кафедры рисунка и живописи художественного факультета ВГИК, Заслуженного художника РФ. Экспозицию составили пейзажи, выполненные в излюбленной технике мастера.

 

Виктор Брагинский. Вечер горит.

Виктор Брагинский. Вечер горит. 2001

Пастель – техника сложная, хрупкая и вряд ли пригодная для выражения общественно-значимых, социальных и политических тем. Думаю, что этих тем Брагинский всегда чурался. Они противопоказаны складу его дарования, сосредоточенного на внутреннем мире человека. Его стихия – это творческое уединение. Его пейзажи часто несут печать светлой грусти. Человек в них не очень частый гость, обычно он только примета пейзажа. Изредка люди несут важную смысловую нагрузку – как, например, в картине «Двое», где пейзаж создает настроение тихого, благодарного прощания с уходящими вдаль фигурами.

Виктор Брагинский. Зимняя аллея

Виктор Брагинский. Зимняя аллея. 2002

Это авторский взгляд, полный сострадания и уважения к человеческому достоинству, любви, верности. Во всех пейзажах Брагинского явно читается эмоциональное отношение автора к миру. Его работы почти всегда лиричны, но при этом лишены слащавой сентиментальности. Напротив, художник уходит от всякой красивости и патетики. Он признается, что самые обычные и заурядные мотивы могут стать для него темой работы. «Люблю тающий снег, обнажающий землю, отражающееся в бесконечных лужах небо, засыпанные снегом веранды, стоящие в воде деревья». Любимые места Брагинского – средняя полоса России, ее неброская притягательная красота. Забытые Богом и человеком глухие места, покосившиеся заборы, ветхие дома, заросшие бурьяном овраги – все буднично, даже убого, но все согрето таким пронзительным чувством сопричастности к Родине, что оживают строки: «Станет как-то радостно и больно. Будто кто-то шепчет о любви». Брагинский любит передавать тончайшие состояния природы – туманы, рассветы, пограничные переходы дня и ночи, дали, используя изысканный колорит коричневых и сиреневатых оттенков, музыкальность линейных и тональных ритмов. Он часто пишет этюды маслом, чтобы зафиксировать в них свежее восприятие натуры, затем переводит его в пастель. Один из частых пейзажных мотивов – весеннее половодье, разливы рек, белые, голые деревья в воде и какой-то необъяснимый трепет воздуха. Пастель дает возможность увидеть все эти оттенки, как никакая другая техника живописи.

Виктор Брагинский. Пейзаж с сорокой

Виктор Брагинский. Пейзаж с сорокой. 2005

Природа у Брагинского почти всегда величественна, она не знает потрясений. Ей чуждо все ложное и пошлое, что есть в суетливой человеческой жизни. Может быть, поэтому она так и влечет к себе художника, человека сугубо городского, обремененного всеми земными заботами современника ХХI века. Солнце, летний зной реже присутствуют в картинах Брагинского, но если он выбирает эти сюжеты, то всегда выполняет их в яркой, насыщенной цветовой гамме, заставляющей вспомнить о пейзажах С. Жуковского, К. Юона.

За долгие годы творческого труда Брагинский обрел уверенность в своих силах. Он безошибочно чувствует «свои» темы, которые отвечают его мировосприятию, его взглядам на назначение искусства. Свою принадлежность классической традиции в искусстве, которую некоторые ныне презирают, он не скрывает, а, скорее, гордится ею.

Н.И. Платонова

ВИКТОР БРАГИНСКИЙ «ПАСТЕЛЬ»

Обложка каталога
VeresovGallery. 2014